Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рябушинский николай павлович

Энциклопедический словарь

РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович - РЯБУШИ́НСКИЙ Николай Павлович [12 (24) мая 1877, Москва - апрель 1951, Ницца], российский меценат. Единственный из братьев Рябушинских (см. РЯБУШИНСКИЕ), вышедших из семейного предприятия, пятый сын Павла Михайловича.

Как и старшие братья, получил хорошее коммерческое образование, но решив посвятить себя искусству, получил свою долю паев в семейном предприятии. На его средства издавался иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы «Золотое руно». Он выходил в 1906-1909 и объединял представителей символизма: А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович), В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), К. Д. Бальмонта (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), Д. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич). На страницах этого журнала печатались И. А. Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич), Л. Н. Андреев (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Максимилиан Волошин (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), Корней Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович). Сюда же входили художники объединения «Голубая роза»: М. С. Сарьян (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), П. В. Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), С. Ю. Судейкин (см. СУДЕЙКИН Георгий Порфирьевич), Н. Н. Сапунов (см. САПУНОВ Николай Николаевич). По инициативе редакции журнала устраивались выставки произведений современных русских художников, неизменно привлекавшие к себе внимание публики.

По заказу Н. П. Рябушинского на Нарышкинской аллее близ Петровского парка в начале 20 века была возведена одна из самых роскошных загородных дач ближнего Подмосковья, получившая название «Черный лебедь». Эта вилла славилась не только своей оригинальной архитектурой и богатой меблировкой, шумными приемами для московской богемы, но и исключительной коллекцией картин.

Николай Павлович собирал старую и новую живопись. Среди картин старых западноевропейских мастеров были работы Лукаса Кранаха Старшего (см. КРАНАХ Лукас Старший), Брейгеля (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), Пуссена (см. ПУССЕН Никола). Французская школа была представлена художниками Корнелисом Ван Донгеном (см. ВАН ДОНГЕН Кис) и Жоржем Руо (см. РУО Жорж). Их полотна он стал собирать первым из русских коллекционеров. Однако большую часть собрания составляли картины русских мастеров, группировавшихся вокруг журнала «Золотое руно».

По инициативе Николая Павловича в марте 1907 открылась выставка московских символистов, вошедшая в историю русского искусства как выставка «Голубая роза». Экспозиция была устроена в доме фарфорового фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой (ныне д. 8). Стены всех залов были задрапированы серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, стояли многочисленные вазы с гиацинтами, нарциссами, лилиями. На выставку были приглашены известные музыканты. Здесь же читали стихи Андрей Белый и Валерий Брюсов. Устроители выставки во главе с Николаем Павловичем стремились создать атмосферу полного погружения в искусство, особого рода «благоговейной сосредоточенности». Художественный критик Сергей Маковский (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович) назвал выставочные залы «часовней искусств».

После закрытия выставки в коллекцию Рябушинского перешли многие картины. В собрании Рябушинского были известные скульптуры О. Родена (см. РОДЕН Огюст) - одна из фигур композиции «Гражданам Кале» (тонированный гипс) и бюст Виктора Гюго (мрамор).

Фигура Рябушинского и его начинания вызывали в основном ироническое отношение к себе. Большая часть интеллигенции, воспитанная на «критическом реализме» и передвижниках, вообще воспринимала новое искусство как скандал, а уж участие в художественном процессе купца, само звание которого ассоциировалось лишь с самодурами А. Н. Островского, и вовсе казалось скверным анекдотом. Между тем, дальнейшее развитие искусства показало, что Николай Павлович обладал и вкусом, и настоящим чутьем на подлинно художественные вещи. К концу 1909 он разорился: сказались непомерные расходы на издание роскошного журнала, затраты на организацию блестящих выставок, а также беспорядочная жизнь. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причем Рябушинскому удалось выкупить некоторые свои картины.

Любимую часть своей коллекции - картины русских мастеров начала 20 века - он решил сохранить. Однако пожар на вилле «Черный лебедь» погубил ряд полотен, чудом уцелел портрет Брюсова работы М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович). Таким образом, от коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского.

Коллекционер был вынужден продать и свое небольшое собрание икон; их новым обладателем стал известный собиратель А. В. Морозов.

Октябрь 1917 Рябушинский встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства, в 1922 эмигрировал. Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России.

Рябушинский поселился во Франции, где владел сетью антикварных магазинов.

Полезные сервисы